Желтый Христос (Поль Гоген)

Желтый Христос (1889)
Холст, масло
Размер: 92,1 × 73 см
Где хранится оригинал: Художественная галерея Олбрайта — Нокса (Буффало, США)

В молодости Поль Гоген был моряком, затем брокером. Писать картины начал поздно. Сначала это были любительские полотна, но уже в 1876 году его пейзаж выставлялся в Парижском салоне. С 1880 года Гоген принимал участие в импрессионистских выставках, его творчество в этот период вполне вписывалось в каноны импрессионизма. Но вскоре рамки этого направления живописи стали ему тесны, и он начал искать новые подходы и методы.

Гоген с большим интересом относился к примитивному искусству. Во время своих поездок в Бретань в конце 1880-х годов он изучал древние гранитные распятия, знакомился с архаичными традициями и бытовыми устоями. Первым полотном художника, в котором проявились новые живописные тенденции, стало «Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)».

Видение после проповеди (1888)
Холст, масло
Размер: 73 х 92 см
Где хранится оригинал: Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Стиль, в котором работал Гоген, позднее был назван синтетизмом. Он объединял клуазонизм и символизм и отличался яркостью красок, декоративностью, упрощением изображения. Теоретически обосновывая это направление, художники говорили о синтезе реального и воображаемого мира.

Синтезировать… это значит упрощать, в смысле делать понятным. В целом это значит создавать определенную подчиненность всей картины одному-единственному ритму, одной доминанте, жертвуя остальным, обобщая.
Морис Дени, художник-символист

Полотно «Желтый Христос» создано в Бретани — в Порт-Авене, где Гоген жил осенью 1889 года. В то время он узнал, что его последние картины, выставленные в Париже, не вызвали интереса публики. Расстроенный неудачей художник создал несколько работ на тему Страстей Христовых. На всех этих полотнах Христос внешне очень напоминает самого Гогена.

Арт-критик Октав Мирабо назвал эту картину «тревожной и острой смесью варварской пышности, католической литургии, индийской медитации, готического вымысла и тонкого символизма»

Христос, распятый на кресте, изображен на фоне окрестностей Порт-Авена. Характерный для Бретани пейзаж написан с натуры. В качестве модели Гоген использовал реальное распятие, находящееся в часовне Тремало недалеко от Порт-Авена. Оно было выполнено бретонскими ремесленниками в технике полихромной резьбы по дереву. У подножия креста расположились три бретонские крестьянки в национальных одеждах. Они изображают трех Марий, традиционных персонажей полотен на этот сюжет. (Причем этих крестьянок Гоген скопировал со своей картины «Видение после проповеди».) На заднем плане можно разглядеть фигуру сельского жителя, занятого работой в поле.

Пейзаж дышит спокойствием и гармонией: он насыщен солнцем,светомияркимиосенними красками. Крестьянки, сидящие в спокойных позах, и работающий мужчина органично вписаны в это умиротворенное пространство. Лишь фигура Христа создает резкий диссонанс. Его лицо исполнено страдания, переходящего в безучастность и апатию. Тема картины — отчужденность людей от Бога, их безразличие к страданиям Христа.

В произведении использованы приемы, характерные для синтетизма или примитивизма Гогена. Все изображенные формы просты, даже схематичны, многие из них сведены к декоративным элементам: силуэты бретонок, деревья на заднем плане. Художник писал чистыми красками, не смешивая их и не используя дополнительных оттенков. Он применил гладкую технику письма и создал плотную фактуру полотна.

В 1890 году Гоген написал «Автопортрет с «Желтым Христом», где изобразил себя на фоне картины.

Автопортрет с «Желтым Христом» (1890)
Холст, масло
Размер: 38 × 46 см
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж)