Холст, масло
Размер: 70,5 × 46,5 см
Где хранится оригинал: Глиптотека Новый Карлсберг (Копенгаген, Дания)
В 1891 году Поль Гоген в поисках первозданных источников примитивного искусства уехал на Таити. На этом полинезийском острове он открыл для себя новый мир, раскрашенный яркими, слепящими красками, населенный простодушными людьми, жизнь которых была подчинена строгой системе верований, примитивной и величественной. Своими открытиями Гоген поделился в книге «Ноа Ноа»:
Примитивное искусство рождается из духа и использует природу. Так называемое „изысканное искусство“ рождается из чувственности и служит природе. Природа является служанкой первого и госпожой второго.
Сначала местные жители сторонились пришельца, а Гоген не решался писать, пораженный непривычно ярким светом и невероятными цветами. Для того чтобы начать работать, художнику нужно было изучить таитянцев, а они неохотно шли на контакт. Но вскоре лед был сломан. Позже художник описал предысторию создания картины «Женщина с цветоком».
На стенах хижины, где Гоген поселился, он развесил репродукции картин своих любимых живописцев: Клода Моне, итальянских примитивистов, художников из Японии. Его соседка, молодая таитянка, однажды пришла к нему, чтобы посмотреть на эти картины. Художнику сразу захотелось написать гостью, но увидев, что он делает наброски, она убежала. Гоген решил, что испугал ее, но женщина вскоре вернулась: она переоделась в праздничное европейское платье и украсила волосы белым цветком гардении. И согласилась позировать для картины. Гоген был счастлив: наконецто у него появилась возможность изучить лицо таитянки. «Женщина с цветком» стала первой работой, созданной Полем Гогеном на Таити. Написав ее, он в полной мере ощутил свое родство с островитянами.
Я вложил в этот портрет все, что мое сердце позволило увидеть глазам, а особенно, пожалуй, то, чего одними глазами не увидишь.
Поль Гоген
Фон модели — желтый и красный, эти цвета разделены дугообразной линией. Верхняя, желтая часть фона украшена белыми цветами, напоминающими тот цветок, что украшает прическу женщины. На красном фоне эти цветы становятся оранжевыми: два цветка нарисованы на стене, а один модель держит в руке.
На лице таитянки застыло меланхоличное задумчивое выражение — складывается впечатление, что ее мысли находятся где-то далеко. Из-за темного европейского платья с белым воротничком и манжетами женщина кажется немного скованной, напряженной.
Этот портрет, как и другие работы того периода, написан в подчеркнуто декоративной манере, с использованием чистых красок, которые художник наносил на холст не мазками, как это делали импрессионисты, а крупными пятнами. На полотне отсутствуют глубина и перспектива, так как Гоген старался вернуться к примитивному искусству.
Я избавился от всего искусственного и условного. Здесь я прикасаюсь к истине, становлюсь часть природы.
Поль Гоген
Завершив картину, художник отправил ее в Европу, где она выставлялась в Париже (в 1892 году), а затем в Копенгагене. Полотно приобрел Хельге Якобсен — сын потомственного пивовара Карла Якобсена, основателя Глиптотеки Новый Карлсберг, куда картина и была передана в 1927 году.
Это одно из немногих изображений таитянки в европейском платье на картине Гогена. На большинстве полотен художника женщины либо обнажены, либо одеты в национальные одежды.