Женщина, держащая плод (Поль Гоген)

Женщина, держащая плод (1893)
Холст, масло
Размер: 92,5 × 73,5 см
Где хранится оригинал: Государственный музей Эрмитаж (Санкт-Петербург)

В первый свои период пребывания на Таити, с 1891 по 1893 год, Поль Гоген написал около восьмидесяти картин. Многим из них он кроме французских названий дал еще и таитянские. В большинстве случаев эти названия имели вопросительную интонацию. Одно из самых известных полотен мастера — «Женщина, держащая плод» — в переводе с таитянского называется «Куда ты идешь?». Этой фразой жители Таити приветствовали друг друга при встрече.

На картине изображена молодая таитянка на фоне традиционного селения. Она держит в руках, по одной версии, зеленоватый плод манго, по другой — сосуд для воды, изготовленный из тыквы. Ее лицо очень серьезно, как и лица большинства таитянских женщин на полотнах Гогена. Она внимательно смотрит на зрителя, обернувшись к нему на три четверти.

Возможно, моделью для центральной фигуры этого полотна была юная гражданская 15-летняя жена Гогена — Техура (при этом на родине у художника остались законная жена и пятеро детей). Мы видим молодую женщину с сильным телом и характерными для таитянок чертами лица: у нее большие темные миндалевидные глаза, пухлые губы, широкие крылья носа.

Техура

Чтобы передать цвет ее смуглого темного тела, художник использовал золотисто-коричневую краску. Женская фигура изображена плоскостно, при помощи гладкого письма. Она обведена контурной линией, что было характерно для клуазонизма. В этой картине, как и в других полотнах Гогена того периода, исследователи видят сходство с живописью Древнего Египта, где людей изображали в соответствии с законами фронтальной перспективы.

Искусство — это либо плагиат, либо революция.
Поль Гоген

На заднем плане картины мы видим две хижины с травяными крышами странного красного цвета. Пейзаж — обобщенный, написанный в декоративной манере. Художник не старался придать ему глубину или изобразить вибрацию воздуха, как это делали импрессионисты. Ощущение тропического зноя передано при помощи яркой синевы неба, ярко-красного цвета отдельных элементов пейзажа и общей неподвижности всех объектов. То, что таитянка является неотъемлемой частью окружающей природы, художник подчеркнул при помощи орнамента на ее юбке: его узор перекликается с узором листьев над ее головой.

Чтобы создать что-то новое, мы должны вернуться к источнику, к человечеству в его младенчестве.
Поль Гоген

Многие исследователи считают, что в образе таитянки Гоген изобразил Еву. Он часто обращался к библейским темам, а женщины Таити ассоциировались у него с первозданной прародительницей человечества. Экзотический фрукт в руках модели в этом случае — символ запретного плода. С другой стороны, любой плод — это символ материнства. Данная тема подчеркивается присутствием на заднем плане слева незамужней девушки, скопированной Гогеном с полотна «Когда ты выйдешь замуж?», и молодой матери с ребенком (справа). Немаловажную роль в трактовке этого полотна может сыграть и тот факт, что в момент написания картины жена Гогена Тахура была беременна его ребенком.

Женщина, держащая плод (Поль Гоген), фрагмент с девушкой

Гоген, Когда свадьба?

Когда ты выйдешь замуж? / Когда свадьба? (1892)
Quand te maries-tu?
Холст, масло
Размер: 101 × 77 см
Где хранится оригинал: Катарское музейное ведомство

В 1908 году «Женщину, держащую плод» приобрел московский купец И. А. Морозов. В 1918 году его коллекция была национализирована и передана в Государственный музей новой западной живописи.

А полотно «Когда ты выйдешь замуж?» ушло в 2015 году за $300 млн организации Qatar Museums.