Холст, масло
Размер: 96 × 130
Где хранится оригинал: Институт искусства Курто (Лондон, Великобритания)
В конце жизни Эдуард Мане, картины которого критиковались экспертами и публикой на протяжении почти всего творческого пути художника, наконец-то получил признание. В 1881 году его наградили орденом Почетного легиона. Кроме того, он удостоился медали за второе место в Парижском салоне и с этого момента мог выставлять свои картины вне конкурса. К следующему Салону, который должен был состояться через год, художник стремился создать нечто грандиозное.
Он был полон замыслов и планов, но ухудшающееся состояние здоровья мешало их осуществлению. Мане страдал тяжелой формой ревматизма, у него нарушилась координация движений, его мучили постоянные боли. Но, собрав всю свою волю, художник сопротивлялся болезни. Он продолжал работать, встречаться с друзьями, посещать парижские кафе и бары. В одном из увеселительных заведений — варьете Фоли-Бержер — родился замысел его новой картины, ставшей последним полотном мастера.
Бумага, пастель
Размер: 72,7 х 90,5
Где хранится оригинал: Музей изящных искусств (Дижон, Франция)
Сначала Мане делал наброски в баре при варьете, принося с собой холст и краски. Позже он попросил Сюзанну (фр. Suzon) и художника Анри Дюпре позировать ему в мастерской. Он несколько раз менял композицию. Сначала Сюзанна и ее клиент стояли друг напротив друга и разговаривали. Позже художник изменил положение главных персонажей картины, сделав ее загадочной и многозначительной, «напоминающей ребус», как говорили впоследствии.
Ну путать буфетчицу Сюзон (Suzon – уменьшительно-ласкательная форма имени Сюзанна) с женой Сюзанной Мане.
Мане удалось соединить в своем искусстве различные тенденции: ему казалось, что он придумал — позвольте мне так выразиться — пленэр в помещении.
Поль Колен, художник
Мане поместил Сюзанну в центр композиции, лицом к зрителю. За ее спиной он расположил большое зеркало, в котором отражались огромный зал и заполнившая его публика. На шее у Сюзанны была черная бархатка, как и у модели на картине Мане «Олимпия». Вероятно, художник вспоминал начало своего творческого пути и стремился показать, чего достиг за это время.
Бархатка (или бархОтка) – шейное украшение в виде бархатной ленты, либо ленты из другого материала, как правило, тёмного цвета с украшениями или без.
В этой последней работе в жанре реализма Мане передал свое восприятие мира и свои эмоции. Здесь и ощущение радости жизни, которое всегда было ему присуще, и понимание зыбкости и непрочности бытия, и одиночество — преобладающее настроение картины. Девушка, стоящая посреди шумного многолюдного зала, отраженного в зеркале за ее спиной, выглядит совершенно отрешенной и погруженной в себя. А весь этот мир, с его показным блеском, весельем и мишурой, кажется призрачным и ненастоящим, так как является лишь зеркальным отражением.
Лучшие образы, вошедшие в его творчество, слились воедино, чтобы воплотиться в этой юной девушке… Чуткий мастер вновь открывает образ юной жизни, погруженной в печальное одиночество».
М. Н. Прокофьева, искусствовед
«Бар в Фоли-Бержер» — произведение живописной тонкости и необычайной смелости. Жанр картины определить непросто: это и портрет, и натюрморт, и бытовая сценка из повседневной жизни. На полотне можно обнаружить некоторые несоответствия, задуманные художником с определенной целью: отражения в зеркале не полностью совпадают с оригиналом. Например, бутылки, расположенные на стойке, отражаются иначе, чем полагалось бы в соответствии с физическими законами. Главная героиня, стоящая лицом к зрителю, в отражении повернулась к мужчине и разговаривает с ним. Цель этих несоответствий — усилить ощущение нереальности всего, что окружает девушку.
Эдуард Мане успел увидеть свою картину выставленной в Салоне и снискавшей интерес и восхищение публики. Он стал признанным мастером, чего добивался всю жизнь. Несколько месяцев спустя его неуклонно прогрессирующая болезнь перешла в тяжелую форму, и художник скончался в зените славы и расцвете лет. Ему был всего пятьдесят один год.
Картина в натуральную величину на экспозиции:
Фрагмент рамы:
photo © Steven Zucker (Manet, A Bar at the Folies-Bergère, 1882)