Пьеро и Арлекин (Поль Сезанн). Марди Гра

Пьеро и Арлекин (Марди-Гра) (1888—1890)
Холст, масло
Размер: 102 × 81 см
Где хранится оригинал: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва)

Поль Сезанн — художник, стоящий особняком от всех течений и направлений, — объединял в своем творчестве различные тенденции: реализм и романтизм, импрессионизм и символизм. Поздние его работы исследователи относят к постимпрессионизму и находят в них зачатки кубизма и фовизма.

Жанры полотен Сезанна отличаются разнообразием. Он писал пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые сценки. Некоторые его работы объединяют в себе два жанра, к примеру картина «Пьеро и Арлекин», или «Марди Гра» (по названию праздника Mardi gras, аналогичного русской Масленице), представляет собой нечто среднее между портретом и жанровой сценкой.

Пьеро и Арлекин — персонажи французского ярмарочного театра и итальянской комедии дель арте, разыгрывающие на сцене вечный конфликт темпераментов.

В костюме Пьеро художник изобразил своего сына Поля, Арлекин — его друг Луи Гийом. Сезанн часто использовал членов своей семьи и близких друзей в качестве моделей. Поскольку писал он медленно, над каждой картиной работал по нескольку месяцев, а то и лет, бросая и снова возвращаясь к ней, ему было трудно найти натурщиков, согласных на такие условия.

Пьеро

Точка зрения зрителя в этой картине расположена сверху и слева, именно в этом направлении смотрит Арлекин. Его лицо, по традиции, отличается озорным выражением, в то время как Пьеро выглядит печальным. Художник потратил много усилий для того, чтобы изобразить скользящую походку Арлекина. Сохранилось несколько рисунков и этюдов Сезанна, на которых представлен идущий Арлекин. Ощущение движения усиливается расположенной рядом фигурой стоящего Пьеро и подчеркивается при помощи линий на картине: нижнего края стены, горизонтально распахнутого занавеса, тросточки в руке Арлекина.

Вряд ли можно говорить об определенно зашифрованном подтексте „Пьеро и Арлекина“. В художественно-поэтической традиции это образы людей искусства вообще.
Анри Перрюшо, французский писатель и историк искусства

Сезанн выбрал маскарадные костюмы из-за их выразительности, контрастности и интересных геометрических форм. Шляпа Пьеро представляет собой круг и усеченный конус. Тему круга продолжают и другие детали его одежды: гофрированный воротник, округлый подол, рукав в форме овала; сама фигура Пьеро напоминает конус. Силуэт Арлекина в одеянии, украшенном красно-черными ромбами, отличается прямыми линиями и острыми углами.

Арлекин

В разных частях картины Сезанн применил различные художественные приемы. Костюм Пьеро написан матовой белой краской и выглядит рыхлым, поглощающим свет. Наряд Арлекина, напротив, сияет и переливается синевато-черным цветом и насыщенным красным. Пол на картине представляет собой смешение коричневого, розового и голубого, краска наложена ромбовидными мазками, направленными вглубь картины. Лица моделей художник написал жидкой краской, которую наносил легкими, почти невесомыми мазками.

Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со Вселенной.
Поль Сезанн

Сезанн создал это полотно для коллекционера Виктора Шоке, в чьем частном собрании оно находилось до 1899 года, когда, после смерти Шоке, и было впервые представлено публике. В 1904 году, по завершении ретроспективной выставки Сезанна, где картина получила высокую оценку художников и критиков, ее приобрел русский купец и коллекционер Сергей Щукин. С 1948 года работа находится в московском Музее изобразительных искусств имени Пушкина.