Купальщицы (1900)
Холст, масло
Размер: 73 × 92 см
Где хранится оригинал: Глиптотека Новый Карлсберг (Копенгаген, Дания)

Последние десять лет жизни и творчества Сезанна обычно называют лирическим периодом. В это время в его работах синтез композиции, формы и лиризма замысла достигает наивысшего выражения. Через несколько десятков лет после смерти художника исследователи обнаружили в его работах этого периода зачатки кубизма и фовизма: кубизм проявляется в строгой продуманности и логичности композиций и ракурсов, с которых изображены объекты, фовизм — в ярких цветах, моделирующих форму предметов.

Одна из картин, где были отмечены эти новые элементы, — полотно «Купальщицы», созданное Сезанном в 1900 году. Мотив купальщиц и купальщиков присутствовал в его творчестве на протяжении нескольких десятков лет, он написал множество картин с таким названием. Первая из них появилась около 1870 года, последняя — в 1906 году, незадолго до смерти художника.

Купальщицы, Поль Сезанн (1874 – 1875)
Холст, масло
Размер: 38.1 × 46 см
Где хранится оригинал: Художественный Музей Метрополитен (Нью-Йорк)

По этим картинам можно проследить все перемены, происходившие в стиле и методах мастера. «Купальщицы» были для художника своеобразной лабораторией, где он экспериментировал с цветом, формой и перспективой.

«Купальщицы» 1900 года отличаются прежде всего своим фоном. Сезанн изобразил его в виде темно-зеленой поверхности, оживленной синими, серыми и голубыми мазками. До этого момента он размещал купальщиц и купальщиков на лоне природы, где фоном им служил обычный пейзаж: река, трава, деревья. На этом полотне женщины находятся в некоем условном пространстве, где нет места и времени. Светлые фигуры в живописных позах выделяются на сине-зеленом фоне, объединенные цветом и ритмом.

Купальщицы (Поль Сезанн), девушка

В этой картине Сезанн использовал новый характерный прием, расположив мазки в двух перпендикулярных друг другу направлениях. Впоследствии эта техника оказала влияние на кубизм, в частности на работы Пабло Пикассо.

Для создания своих полотен Сезанн не приглашал натурщиц: моделей он брал из других произведений искусства. Купальщица, стоящая лицом к зрителю в центре картины, повторяет позу женщины с картины Рубенса «Апофеоз Генриха IV».

Рубенс, Апофеоз Генриха IV, фрагмент
Фрагмент картины Рубенса «Апофеоз Генриха IV»

Через несколько лет Пабло Пикассо в свою очередь позаимствует эту фигуру для полотна «Авиньонские девицы» (см. ниже), подчеркнув истоки своего творчества. Поза купальщицы, расположенной справа спиной к зрителю, отчасти скопирована со скульптуры на античный сюжет, которая в то время находилась в мастерской Сезанна.

Я хочу превратить импрессионизм в нечто более основательное и долговечное — в искусство, которое будут собирать и хранить музеи.
Поль Сезанн

Обнаженные женщины на этом полотне производят впечатление первозданных существ, появившихся вскоре после сотворения мира. Их формы несколько огрублены и приземлены, в них чувствуется целомудренность, невинность.

Художнику было важно передать пластику человеческих тел. При этом они воспринимаются не по отдельности, а как нечто целое, условно разделенное на фрагменты. Сезанна увлекало согласование их форм и движений, он компоновал фигуры так, чтобы в результате получилось единое гармоничное пространство. На этой картине, как и на других полотнах того периода, Поль Сезанн реализовал свои многолетние наблюдения за природой и свой многогранный живописный опыт.

Фонд Карлсберга приобрел «Купальщиц» в 1956 году у Марианны Файльхенфельд, супруги торговца произведениями искусства Вальтера Файльхенфельда, который высоко ценил картины импрессионистов и приобщил к их коллекционированию своего друга писателя Эриха Марию Ремарка.

Авиньонские девицы, Пабло Пикассо  (1907)

Авиньонские девицы, Пабло Пикассо (1907)
Холст, масло
Размер: 243,9 × 233,7 см
Где хранится оригинал: Музей современного искусства (Нью-Йорк)