Холст, масло
Размер: 74 × 93 см
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж, Франция)
Поль Сезанн всегда считал, что искусство должно находиться в постоянном развитии. Овладев приемами импрессионизма, он двигался дальше, ища новые методы и подходы. Стремясь уравновесить цвет, рисунок и форму предметов, художник пришел к пониманию их синтеза и гармонии.
В одном из писем своему другу он так объяснял принципы своей живописи: «Выделять плоскости цветом, плоскости! Класть краски там, где находится центр плоскостей… Нужно видеть плоскости… отчетливо. Но располагать их, смешивать. Нужно, чтобы вот эта плоскость поворачивалась, в то время как другая этому противодействовала. Важны только объемы».
Эти принципы художник применял и при создании пейзажей и натюрмортов. Увлеченный геометрической основой формы, находящейся за внешней оболочкой предметов, он строил ее при помощи густых, плотных мазков чистого, неразбавленного цвета. Его натюрморты отличались монументальностью, так как с их помощью Сезанн изучал основы предметных сущностей.
Важно передать перспективу только посредством цвета.
Поль Сезанн
Яркий пример этих поисков художника — «Натюрморт с яблоками и апельсинами», написанный им в 1900 году, в так называемый синтетический период творчества, типичные черты которого — глубина пространства и мастерское изображение обычных предметов, превращенных в объекты художественного исследования.
На картине мы видим обычный для этого жанра набор предметов: ковер, задрапированный скатертью, фрукты (красные яблоки и оранжевые апельсины), посуду (белые вазы для фруктов и расписанный яркими красками кувшин). Прежде чем приступить к работе над полотном, художник всегда очень тщательно размещал перед собой то, что собирался писать. Один из его друзей вспоминал: «Сначала часть стола была прикрыта искусно сложенной скатертью. Затем Сезанн начал раскладывать фрукты, подбирая их так, чтобы они контрастировали друг с другом, и следя за появлением дополнительных цветов: зеленого на красном и желтого на синем… Было видно, что это занятие доставляет ему истинное наслаждение».
Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса — и всё в перспективном сокращении… Людям свойственно воспринимать в природе глубину более отчетливо, чем поверхность».
Поль Сезанн
Основной фон картины создает пестрый ковер, расположенный на заднем плане. В нем соединилось множество цветов: зеленый, красный, коричневый, синий, желтый, белый. Фрукты размещены на белой скатерти, которая выделяется ярким однотонным пятном, противопоставленным окружающему ее буйству красок. Роспись белого кувшина перекликается и с фоном, и с фруктами — главной составляющей натюрморта. Каскад складок и волн на скатерти делает ее очень интересным объектом, ценным не только как обрамление для фруктов. Апельсины и яблоки Сезанн написал плотными густыми мазками, используя желтую и красную краску.
Стремясь придать точный наклон и ракурс каждому предмету на своем натюрморте, Сезанн подкладывал под фрукты, вазы и тарелки монеты разного достоинства.
Композиция натюрморта близка к классической структуре голландского натюрморта, но техника исполнения картины разительно отличает ее от работ старых мастеров. Фрукты Сезанна принадлежат художественной, а не объективной реальности. Живописец изобразил здесь не конкретные предметы, а их обобщенную форму.
Холст, масло
Размер: 35,2 × 46,2 см
Где хранится оригинал: Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)