Портрет Эмиля Бернара (Анри де Тулуз-Лотрек)

Портрет Эмиля Бернара (1886)
Холст, масло
Размер: 54 × 44,5 см
Где хранится оригинал: музей Тейт Британия (Лондон)

Анри де Тулуз-Лотрек был единственным ребенком в семье, принадлежавшей к старинному аристократическому роду. Но он не мог оправдать надежд своих родителей на его блестящее будущее, так как в результате травмы, полученной в возрасте тринадцати лет, его рост остановился. Этот физический недостаток наложил отпечаток и на характер художника, и на всю его дальнейшую жизнь. Ему были свойственны трезвое представление о себе самом и самоирония.

С раннего детства увлеченный рисованием, Тулуз-Лотрек в 1882 году приехал в Париж и начал посещать мастерскую известного художникареалиста Фернана Кормона. Суетливый, шумный город с насыщенной ночной жизнью, населенный художниками, поэтами и женщинами свободных нравов, очаровал молодого дворянина. Он чувствовал себя в этой среде на своем месте. Уже тогда он начал делать многочисленные рисунки и наброски всех заинтересовавших его людей. Позже он станет настоящим певцом ночного Парижа.

В 1884 году Тулуз-Лотрек окончательно перебрался на богемный Монмартр, где открыл собственную мастерскую. Он был знаком со многими импрессионистами и восхищался их картинами, применяя для своих полотен схожую технику. С художником Эмилем Бернаром, будущим неоимпрессионистом, Тулуз-Лотрек познакомился в мастерской Кормона, где они вместе учились.

Бернар был настроен критически по отношению к академической живописи Кормона и его методам преподавания. «То, чему нас учат, ни на чем не основывается, — говорил он, призывая учеников к бунту, — Кормон — самозванец, а не художник». Тулуз-Лотрек поддерживал новаторские устремления друга, но не собирался участвовать в мятеже. Он просто делал в своей мастерской то, что считал нужным.

Внешность Эмиля Бернара казалась ему очень примечательной. Огонь, горевший в глазах бледного юноши, вдохновил Тулуз-Лотрека на создание портрета. Он попросил Эмиля позировать для картины. Работа длилась двадцать сеансов, не все получалось сразу. Позже художник признался, что никак не мог согласовать фон с лицом.

Лотрек не очень прислушивался к тому, что говорил Бернар. Гораздо больше его интересовало лицо друга… За двадцать сеансов он написал великолепный портрет.
Анри Перрюшо, французский писатель и историк искусства

Талант Тулуз-Лотрека был уникальным, он абсолютно достоверно, подмечая малейшие детали, воссоздавал атмосферу своего времени и изображал людей такими, какие они есть. Бернар на его картине — щуплый юноша с взъерошенными волосами и пронзительным взглядом. Художник смог создать очень точный психологический портрет своей модели: перед нами серьезный человек с непримиримым характером. В его небольших, слегка раскосых глазах видна решимость, губы плотно сжаты. Он прямо смотрит перед собой, его поза и выражение лица свидетельствуют о сильной личности.

Я хотел, чтобы изображение походило на правду, а не на идеал.
Анри де Тулуз-Лотрек

Портрет Эмиля Бернара (Анри де Тулуз-Лотрек), рама картины
Рама картины

Фон портрета — серовато-синий, с вкраплением зеленых мазков. Он перекликается с цветом одежды Бернара — синим плащом и такого же цвета костюмом. На белом воротнике рубашки и на коже молодого человека можно увидеть отблески этого синего цвета, вездесущего на данной картине.

В 1886 году Фернан Кормон выгнал Эмиля Бернара из своей мастерской «за упрямство». Позже Бернар вместе с художником Луи Анкетеном разработал особый стиль живописи — клуазонизм.