Холст, масло
Размер: 79,4 × 59 см
Где хранится оригинал: Музей современного искусства (Нью-Йорк, США)
Ла Гулю, настоящее имя которой было Луиза Вебер, — одна из первых танцовщиц открывшегося в 1889 году кабаре Мулен Руж. Исполняла канкан вместе с другим знаменитым танцовщиком — Жюлем Реноденом, который выступал под псевдонимом Валентин Бескостный.
Анри де Тулуз-Лотрек умел подмечать жесты и мимику любого человека и зарисовывать их, несколькими характерными мастерскими штрихами создавая невероятно похожий портрет. Он прекрасно понимал, что человека нужно изображать не в застывшей позе и парадной обстановке, а в характерной для него среде — только так можно проникнуть в его сущность и передать ее на полотне. Он словно заставал своих моделей врасплох, неожиданно для них самих, и тем самым обнажал все, что скрыто в их душе.
Я рисую вещи как они есть. Я не комментирую. Я делаю запись.
Анри де Тулуз-Лотрек
Потрет Ла Гулю в окружении двух дам, которые даже не поместились на полотне и нужны были лишь в качестве своеобразной рамы, обозначавшей повседневную обстановку ночного заведения, так же как мужчина и стена на заднем фоне, — мастерское изображение этой известной танцовщицы. Тулуз-Лотрек писал ее в разных ситуациях, в том числе и на сцене, где эта довольно вульгарная особа чудесным образом превращалась в танцовщицу от бога, страстную вакханку, надменную и неприступную.
Здесь же она показана такой, какой обычно была вне сцены: развязной, грубоватой, вполне соответствующей своему прозвищу. «Ла Гулю» означает «обжора» — так ее прозвали за то, что она постоянно допивала алкогольные напитки из бокалов клиентов и вообще отличалась отменным аппетитом.
Тулуз-Лотрек изобразил Ла Гулю реалистично, ничего не приукрасив: круглое лицо с пухлыми щеками, бледная кожа, на которую падают синеватые тени, небольшой рот, подкрашенный яркой помадой, густо подведенные усталые глаза, тем не менее не утратившие своего блеска, на голове высокий пучок из светлых волос, затейливые завитки на лбу и висках. Она одета в вечернее полупрозрачное платье с глубоким декольте, скорее выставляющее напоказ, чем скрывающее то, что находится под ним.
В этой лихорадочной, возбужденной, накаленной атмосфере Лотреку дышалось легко и радостно. Он сидел за столиком, смотрел, пил вино и делал наброски.
Анри Перрюшо, французский писатель и историк искусства
Картина написана контрастными цветами, отделенными друг от друга тонкими контурными линиями. Светлое платье Ла Гулю, состоящее из череды голубых и коричневых мазков и штрихов, кажется легким и почти прозрачным на фоне темных, плотных одежд окружающих ее женщин. Черная бархотка подчеркивает бледность ее шеи. Голубоватые цвета на заднем фоне картины перекликаются с тонами ее платья и оттеняются красновато-коричневым цветом стены. Линии, подчеркивающие изгибы фигуры женщины и крой ее платья, прихотливо извиваются, придавая полотну декоративность.
Живописный стиль Тулуз-Лотрека был оригинальным, он сложился под влиянием разных школ и направлений, но отличался от любого из них. «От импрессионизма у него пристрастие к светлым тонам и техника мелких, контрастных мазков; от символизма — техника клуазонизма, манера класть на полотно крупные цветовые пятна. И, конечно, как все художники того времени, Тулуз-Лотрек испытал значительное влияние японского искусства с его стремлением к упрощению рисунка и непривычной композиции», — писал искусствовед Морис Серюлль.