В цирке Фернандо (1888)
Холст, масло
Размер: 100,3 × 161,5 см
Где хранится оригинал: Чикагский институт искусств

Мир цирка, которым Анри де Тулуз-Лотрек был увлечен с раннего детства, стал одной из основных тем его картин в 1880— 1890-е годы. Он написал множество работ, изображающих клоунов, дрессировщиков, наездниц и акробатов. Цирк Фернандо был самым знаменитым из пяти постоянных парижских цирков. До Тулуз-Лотрека здесь писал свои картины Эдгар Дега, впоследствии этот цирк вдохновлял Пабло Пикассо. Крупное полотно, созданное осенью 1888 года и названное «В цирке Фернандо», занимает в этой серии особое место.

Эта картина была первой в цирковой серии Тулуз-Лотрека и первой многофигурной композицией в его творчестве: до этого он в основном писал одиночные портреты. Кроме того, в этом полотне он впервые частично отошел от импрессионистских методов в поисках своего стиля.

На картине мы видим момент циркового представления: на арене — наездница, лошадь которой хлыстом подгоняет знаменитый мсье Луайяль. Сама наездница тоже была в то время довольно известной личностью, ее историю в Париже передавали из уст в уста. Молодая девушка из богатой семьи влюбилась в преподавателя верховой езды, работавшего в цирке, и вопреки воле родных вышла за него замуж. Она занялась джигитовкой и стала выступать в цирке вместе с мужем.

Анри де Тулуз-Лотрек «В цирке Фернандо», фрагмент с наездницей

Чтобы написать ее более достоверно, Тулуз-Лотрек не только делал наброски во время представления, но и просил наездницу позировать ему в мастерской. Работая над этим полотном, художник использовал особый прием, который и в дальнейшем применял на своих картинах. Он сильно разбавлял краску растворителем и наносил ее на холст тонким слоем. Впитавшаяся краска приобретала матовость и структуру, напоминавшую пастель. Поверх нее Тулуз-Лотрек крупными мазками писал фон, после чего переходил к изображению фигур при помощи тонкой кисти.

Таким образом художник выработал свой особый стиль и почерк.

В этой картине — картине мастера, хотя художнику всего двадцать четыре года! — композиция решена смело и необычно, здесь Лотрек как будто нашел свою формулу.
Анри Перрюшо, французский писатель и историк искусства

Композиция, созданная ТулузЛотреком, смела и необычна. Несмотря на крупный размер картины, многие фигуры обрезаны, некоторые зрители даже остались без голов. На переднем плане находится инспектор манежа Луайяль с хлыстом в руке. Справа от него на лошади сидит наездница, приготовившаяся к выполнению сложного номера. В центре манежа кривляется клоун в яркой шапочке, поместившийся на холсте лишь наполовину. Зрители, сидящие на расположенных полукругом креслах, изображены фрагментарно.

Анри де Тулуз-Лотрек «В цирке Фернандо», рама картины
Рама картины

Полотно пестрит яркими цветовыми контрастами: двое мужчин во фраках, размещенные вверху центральной части картины, представляют собой черно-белое пятно среди красно-белых кресел. Ярко-рыжие волосы наездницы и ее бледное лицо изображены на фоне коричневато-зеленой перегородки. Зрительские кресла, сливающиеся в сплошные красные и белые полосы, подчеркивают округлую форму цирковой арены. На светлом покрытии манежа резко выделяются фигуры инспектора, клоуна и акробата, стоящего на голове.

Я отнюдь не возрождаю французское искусство, я сражаюсь с несчастным листом бумаги.
Анри де Тулуз-Лотрек

В период работы над этой картиной Тулуз-Лотрек отошел от реалистической передачи видимого и отказался от традиционных законов перспективы. Он изображал пространство с его глубиной и разными уровнями при помощи выразительных и произвольных контурных линий. Отличительной чертой его стиля стало использование различных оттенков одного цвета — валёров, которые были подчинены основному тону полотна.

Рассмотрим еще одну «цирковую» работу «В цирке Фернандо: наездница на белой лошади», нарисованную пастелью.

В цирке Фернандо: наездница на белой лошади (1888)
Пастель
Размер: 60 x 79.5 см
Где хранится оригинал: Музей Нортона Саймона (США)

Здесь художник изобразил наездницу с другого ракурса. С нарумяненными щеками и в короткой юбке она врывается в композицию верхом без седла, вцепившись в гриву своей лошади. Оставив большую часть картона открытой, художник дополнил свою композицию смелыми, быстрыми мазками пастели, приберегая более тщательную работу в мокрой технике для костюма всадницы и ее загадочного выражения лица.