Red roofs corner of a village winter
Холст, масло
Размер: 54,5 × 65,5 см
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж)
Камиль Писсарро был одним из столпов импрессионизма, одним из самых верных последователей нового направления, перевернувшего все представления о живописи и заставившего людей иначе взглянуть на видимую реальность. Его называли родоначальником светописи и художником, «живописавшим воздух».
Он первым перешел на светлые тона, исключив из своей палитры черный цвет. Он впервые начал смешивать краски не на палитре, а прямо на полотне, нанося на холст многочисленные мазки. Как и другие импрессионисты, Писсарро использовал дополнительные цвета, чтобы передать ореол, окружающий предметы, их мерцание и свечение.
К моменту открытия первой выставки импрессионистов ему исполнилось сорок четыре года, он был самым старшим из представителей нового течения. Раньше других поняв революционное для живописи значение импрессионизма, он стал наставником для многих других художников, помогая им освоить необычные технические приемы найти свой стиль.
На картинах Писсарро слышны глубинные голоса земли.
Эмиль Золя
Бóльшая часть картин Писсарро начального периода — пейзажи. Он любил писать сельскую местность, но, в отличие от других художников, выбирал не спокойные и тихие уголки, где присутствие человека незаметно, а обрабатываемые поля, пастбища, дороги и деревни. Он не разделял землю и человека, который на ней живет, поэтому на многих его пейзажах наравне с небом, землей и деревьями изображены человеческие фигуры, написанные как равноправная часть природы.
Полотно «Красные крыши (Деревенский уголок зимой)» создано в свойственной художнику основательной манере: он очень высоко разместил линию горизонта, отдав большую часть пространства картины изображению земли. Почва в это зимнее, но бесснежное время играет у Писсарро разными красками: темно-зеленой, пурпурно-красной, желтой и светло-коричневой. Темных цветов, особенно черного, художник избегал.
Я никогда не сомневался, что было основой пути, которым мы инстинктивно шли. Изображение воздуха.
Камиль Писсарро
Белые домики с красными крышами, типичные деревенские строения, проглядывают сквозь голые ветви деревьев, естественно вписанные в пейзаж и выполненные в единой цветовой гамме со всем окружающим. Художник с удивительным мастерством наполняет картину воздухом и теплым солнечным светом, создавая почти осязаемую атмосферу. Тени от деревьев, кустов и домов, переливающиеся разными оттенками, придают пейзажу характерное мерцание.
Дома расположены у подножия холма, который, резко взмывая вверх, создает на полотне ощущение движения, динамичности. Все горизонтальные линии на картине — плавные, изогнутые: идущая под наклоном линия горизонта, округлая граница между садом и деревней, переходы от зеленой травы к бурой и красноватой земле. Вертикальные линии: стволы деревьев, крыши, трубы и стены домов — вытянуты вверх.
Обычный уголок французской деревни на полотне Писсарро выглядит завораживающим и поэтичным. Он передал красоту притихшей на зиму природы при помощи причудливых линий, поразительно насыщенных красок и гармоничных сочетаний цветовых оттенков.
Писсарро принимал участие во всех восьми выставках импрессионистов, проходивших с 1874 по 1886 год в Париже.