Кофе с молоком (Камиль Писсарро)

Кофе с молоком (1881)
Young Peasant Having Her Coffee
Холст, масло
Размер: 65,3 × 54,8 см
Где хранится оригинал: Чикагский институт искусств (США)

Камиль Писсарро, которому была не по карману жизнь в столице, долгое время вместе с семьей жил в северозападном пригороде Парижа Понтуазе. Многие его знаменитые картины были созданы именно здесь. Он часто писал крестьян, в основном за работой: на пашне, в саду, во время сенокоса. Чаще всего они были лишь гармоничной частью пейзажа, но иногда художник посвящал им все пространство полотна.

В 1880-х годах Писсарро создал несколько жанровых картин на крестьянскую тему. Среди них были «Завтрак», «Девочка с прутиком», «Женщина с ребенком у колодца» и «Кофе с молоком (Молодая крестьянка, пьющая кофе)». Эти полотна, написанные в импрессионистской манере, тем не менее наполнены реализмом.

В этот период Писсарро, все еще преданный импрессионизму, пытался найти новые приемы и подходы к живописи. Он стремился к большей простоте и синтетизму, начиная избегать сложной композиции. В середине 1880-х годов он даже ненадолго примкнул к неоимпрессионистам, опробовал технику пуантилизма — рисование при помощи геометрически правильных точечных мазков. Но, убедившись, что это ему не подходит, снова вернулся к импрессионизму.

Моя жизнь неотделима от импрессионизма.
Камиль Писсарро

Манера письма художника в картине «Кофе с молоком» довольно натуралистична. Он использовал спокойные, приглушенные цвета, смягченные линии, особенно в изображении фигуры и лица девушки. Здесь многократно повторяется закругленная линия: в вырезе ворота, в пучке волос на голове, в чашке, где девушка размешивает кофе. Фон, напротив, изобилует прямыми линиями и углами: мы видим ровный силуэт окна, угол стены, горизонтальную линию бордюра и пола.

Писсарро старался придать форму предметам и передать их материальность при помощи цвета, создавая линии, разделяющие объекты, мягкими цветовыми переходами. Легкие мазки чистого, неразбавленного цвета, наложенные на другие такие же мазки или расположенные рядом с ними, взаимодействуют друг с другом, создавая объем, почти осязаемую вещественность и ощущение глубины. Изображая человеческие фигуры, Писсарро часто придавал им монументальность. Это относится и к картине «Кофе с молоком». Пастозные мазки здесь систематизированы, сглажены и наложены в определенной последовательности и в заданном направлении.

Гениальность Камиля Писсарро заключалась в том, что он мог различать тончайшие оттенки цветов, незаметные для других людей, даже для художников. Там, где другие видели просто коричневый или зеленый, он видел десятки оттенков и стремился перенести их на полотно.

У Писсарро, известного своими талантливыми пейзажами, было совсем немного картин, которые можно назвать портретами или жанровыми полотнами. Но каждая из них обладает неповторимым очарованием. Работая над фигурами людей, он применял те же живописные приемы, что и в пейзажной живописи: густые мазки, цветовые переходы, мерцание и воссоздание световоздушной среды.

Немногочисленные портреты кисти Писсарро обычно изображают простых людей. Часто это его соседи по Понтуазу, члены семьи и другие близкие. В основном они показаны за повседневными делами.