Холст, масло
Размер: 74 x 92,8 см
Где хранится оригинал: Государственный музей Эрмитаж (Санкт-Петербург)
На закате жизни Камиль Писсарро, переживший временное увлечение пуантилизмом, вернулся к импрессионистской живописи.
Потратив немало усилий, я убедился, что, следуя этим путем, не могу передавать свои ощущения, жизнь в ее постоянном движении, мимолетные и полные очарования изменения природы…
Камиль Писсарро
Возвращаясь к импрессионизму, он снова и с большим удовольствием писал яркими, светлыми красками. Мазки на его полотнах становились сверкающими и вибрирующими.
Практически всю свою жизнь Писсарро был «сельским» художником, любившим неброские обыденные пейзажи провинциальной Франции. Но в последние годы у него появилось желание писать Париж. В конце XIX века город преображался буквально на глазах: перестраивался центр, взамен крошечных переулков появлялись широкие бульвары, газовое освещение сменялось электрическим. Практически все художники того времени, в первую очередь импрессионисты, были очарованы нововведениями, дававшими неисчерпаемые возможности для новой живописи. Писсарро тоже с воодушевлением окунулся в стремительную и пульсирующую городскую жизнь, созвучную его творчеству, где главным было запечатлеть ускользающее мгновение.
Картины садов, полей, цветущих яблонь, уголков деревни, очаровательное освещение зелени и цветов и все явления жизни деревни не удовлетворили Писсарро, он захотел передать зрелище городской жизни.
Гюстав Жеффруа, арт-критик
В конце 1890-х годов художник создал серию полотен «Бульвары Парижа», состоящую примерно из тридцати работ. Он делал наброски из окна гостиничного номера, а позже дорабатывал картины у себя в мастерской, в Эраньи. «Бульвар Монмартр» стал первой серией художника в том значении, в каком понимали этот термин импрессионисты, — изображение одного и того же вида при разных условиях окружающей среды.
«Бульвары», сначала неоднозначно принятые критикой, привыкшей видеть в Писсарро художника полей и деревень, позже прославили его и стали общеизвестным символом мастера. В этих полотнах искусство живописца, его умение изображать свет и передавать атмосферные явления, достигло небывалых высот.
Холст, масло
Размер: 65 x 82 см
Где хранится оригинал: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва)
Каждая из картин уникальна по своему художественному наполнению и по заключенным в ней эмоциям. Писсарро называли мастером тонких состояний природы, он любил изображать переходные времена года: весну, когда листья деревьев только пробиваются из почек, осень, когда природа начинает погружаться в сон. В «Бульваре Монмартр» Писсарро в первую очередь интересовала передача световоздушных эффектов, возникающих под воздействием солнечного света, облачной погоды, дождя, ночного освещения.
Художник писал бульвар в разное время суток: ранним утром, когда первые прохожие только появляются, днем, когда улица заполнена экипажами и людьми, вечером, когда зажигаются яркие огни, а по бульвару прогуливаются принарядившиеся горожане. Он стремился охватить как можно большую часть пространства, вместив в него все, что открывалось взору из окна. Динамику живущего полной жизнью города Писсарро передавал не только изображением движущихся экипажей и спешащих людей, но и игрой света, струящимися воздушными потоками. Его интересовали не памятники архитектуры, и не достопримечательности, а сама городская среда, ее настроение, состояние, ее краски и линии.
Поль Сезанн называл Писсарро скромным и великим человеком. Одну из своих картин он подписал: «Ученик Писсарро»