Холст, темпера
Размер: 61 × 92
Где хранится оригинал: Третьяковская галерея
Зимой 1915 года Николай Рерих подхватил воспаление легких. По рекомендации врачей в декабре он с семьей переехал из Петрограда в Сортавалу, карельский город на берегу Ладоги. В летний период 1918 года здоровье мастера полностью восстановилось, и он начал готовиться к долгожданной поездке в Индию. Однако для визы необходимо было «подправить документы» в Лондоне, поэтому художник с семьей отправился в Англию. Местный бюрократизм затягивал как болото. Тогда Рерих решает переместиться в США, в надежде получить поддержку прогрессивных культурных деятелей.
В 1920-1922 годах в 28 американских городах состоялись выставки работ художника, где он сам читал лекции о русском искусстве. Летом 1921 года он оказался Аризоне, потом в Нью-Мехико, где исследовал скальные города в Санта-Фе.
Пейзажи с каменными пещерами в горах, каньоны и трещины всегда привлекали воображение художника. Многие его картины были посвящены старинным легендам о пещерах, где хранятся сокровища с самого начала времен. Именно поэтому каменные скалы в Нью-Мексико стали для него счастливым открытием. До сих пор это место привлекает любознательных туристов, а сто лет назад художник с увлечением пробирался по подземным гротам, где сохранились волшебные природные чудеса.
Картина «Пещера в скалах. Нью-Мексико» показывает этот таинственный уголок. Острые горы пронзены черными пещерами, как сыр с отверстиями. Зритель не знает, что скрывается внутри этих охристо-терракотовых отложений. Обращение к обличью чужой страны, наполненной своими верованиями и легендами, стало для художника источником вдохновения для создания новых серий картин. В этой поездке Рерих написал 15 картин, две из которых посвящены поселению коренных индейцев Таос-Пуэбло.