Холст, темпера
Размер: 61×92
Где хранится оригинал: Музей Рерихов (филиал Государственного Музея Востока), Москва
В предисловии ко второму изданию «Сердца Азии» директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Даниэл Энтин написал о художнике:
Он никогда не выбирал легкий путь и даже, казалось, сознательно искал всевозможные препятствия, словно они придавали ему силу. Неутомимый скалолаз, он покорял горы и точно так же покорял жизнь.
По поводу препятствий он любил повторять: «Легче взбираться по скалистому склону, чем по гладкому. У скал есть выступы, от которых можно оттолкнуться, чтобы двигаться вверх. В жизни — то же самое».
Камень — шершавый и неровный, полная противоположность гладкому белому листу. Зато именно на бумаге художник правдоподобно воссоздает суровое величие гор, их неумолимость и скрытые угрозы, заключенное в них стремление к высшему, вечному. В этом ночном пейзаже, будто наяву, молния рассекает небо; ее зигзаги повторяют очертания гор, освещая острые пики, соединяя небеса и землю.