В 1767 году Федор Алексеев был принят в Императорскую Академию художеств учеником третьего возраста. В 1773 он окончил высшее учебное заведение с малой золотой медалью и правом на поездку в качестве пенсионера за границу.

Этапы жизни Федора Алексеева:

Как и многие его соученики, поступившие в Академию художеств вскоре после ее основания, Федор Алексеев происходил «из солдатских детей» и получил первоначальное образование в гарнизонной школе. Мальчик был принят в число воспитанников Академии в начале 1767 года по прошению, поданному Екатерине II его отцом, Яковом Алексеевичем, отставным солдатом, служившим сторожем при Академии наук.

Обучаясь в классе «живописи цветов и плодов», Алексеев пробовал свои силы в различных жанрах, копируя эстампы и живописные «оригиналы» западноевропейских художников из собрания Академии и Эрмитажа. В архивных документах упоминаются его ученические работы, исполненные с «головы девочки» французского жанриста Ж.Б. Греза, «приморского вида» и «корабельной пристани» пейзажиста Ш. Ф.Лакруа, «каскада Тивольского» немецкого художника Х.В.Э.Дитриха. Возможно, именно тогда юноша решил посвятить себя пейзажному жанру.

Согласно сведениям, которые приводит современник и первый биограф Алексеева, коллекционер произведений русских художников П.П.Свиньин, педагоги заметили склонность ученика к изображению архитектурных мотивов, и это решило его судьбу. В 1772 году, за год до окончания Академии, Алексеева перевели в пейзажный класс, который обьединял воспитанников, посвятивших себя «перспективному и ландшафтному художествам».

«Ведуга», «видопись», «перспектива» – так именовали в живописи XVIII века архитектурные виды, в том числе городские, отделяя эту разновидность пейзажного жанра от «ландшафтов», то есть картин природы. По существовавшим в то время правилам, «перспективы» и «ландшафты» различались не только содержанием, но и приемами создания. Если природные «местоположения» представляли собой панорамы, предполагавшие широкий обзор, то архитектуру чаще изображали в перспективе – картинное пространство развивалось в глубину в резком сокращении. Современники именовали Алексеева «перспективистом», подчеркивая тем самым преобладание архитектурных мотивов в его видах.

Leave a Reply