Холст, масло.
Размер: 197 х 178.
Где находится оригинал: Государственная Третьяковская галерея.
Этапы жизни Федора Алексеева:
- Императорская Академия художеств (1767–1773)
- Италия (1773 – 1777)
- Санкт-Петербург (1777 – 1800)
- Малороссия и Крым (1797 – 1800)
- Москва (1800 – 1815)
Интерес к прошлому и настоящему России в пейзажном жанре на рубеже XVIII-XIX веков отразился и в стремлении запечатлеть образы новых городов и различных «местностей» Российской империи. Создание произведений такого рода имело не только художественное, но важное документальное и общественное значение. Пейзажистов направляли «снимать виды» в длительные, порой нелегкие экспедиции по отдаленным областям страны. Еще до приезда в Москву, в 1795 году, Алексеев поехал с подобной целью в Малороссию и Крым. Художник должен был изобразить места, по которым не так давно, в 1787 году, путешествовала императрица Екатерина II. Точный маршрут следования Алексеева неизвестен, но сохранившиеся документы и произведения свидетельствуют о том, что он посетил Полтаву, Николаев, Херсон, побывал в Бахчисарае.
Среди работ художника особое место занимают четыре живописных панно, созданные на основе натурных впечатлений: «Вид Херсона», «Вид города Бахчисарая» и два вида города Николаева. Одинаковый формат и большие размеры полотен позволяют предположить, что они составляли ансамбль и предназначались для украшения обширного интерьера.
Холст, масло.
Размер: 197 х 178,5.
Где находится оригинал: Государственный Русский музей.
Вероятно, не случайно Алексеев дважды написал Николаев, основанный в конце 1780-х годов по повелению Екатерины II как речной и морской порт и важный административный центр Новороссийского края. На картине из Третьяковской галереи он представлен со стороны реки Ингул с расположенными вдоль берега зданиями морского ведомства, в том числе Адмиралтейским собором и Черноморским адмиралтейским правлением. Внизу, у самой воды, изображены эллинги – строения для хранения лодок и кораблей, а на реке – разнообразные суда. Неглубокое пространство пейзажа замкнуто высоким обрывистым берегом. Условность и плоскостность изображения подчеркнуты обобщенной манерой живописи и колоритом, в котором преобладают глухие розовокоричневые тона.
В Третьяковской галерее хранится акварель «Площадь в Херсоне». Возможно, она послужила эскизом к картине «Вид Херсона». Художник представил главную площадь города, служившую плацем для военных парадов (Херсон создавался как крепость, в нем размещался большой военный гарнизон). В середине немощеной площади высится памятник принцу Александру Вюртемберг-Штутгартскому. В глубину пространства, развивающегося по диагонали, уходит перспектива строений; центральное место занимает дворец светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, генерал-губернатора края. Далее изображены здания Полевой аптеки и Монетного двора. Слева, на первом плане, видна часть Екатерининского (Спасского) собора, построенного в 1786 году.
Холст, масло.
Размер: 197 х 177.
Где находится оригинал: Херсонский областной краеведческий музей.
Особая мягкость манеры исполнения, отсутствие перового рисунка, внимание к изображению листвы и поверхности земли, покрытой травой, выделяют акварель среди других графических произведений художника. Благодаря изысканности колористического решения документальное изображение превращается в поэтический образ молодого города, со сказочной быстротой растущего в безлюдных степях.
На разнообразие живописных «манер» Алексеева не раз обращали внимание исследователи его творчества. И.Э. Грабарь писал об эволюции художественного почерка мастера, выделяя вслед за «каналеттиевской» манерой насыщенную цветом «мужицкую» живопись в произведениях конца 1790 – начала 1800-х годов, «фантастическую» – в видах Москвы начала XIX века, и, наконец, последнюю, наиболее гармоничную, «четвертую манеру» поздних пейзажей северной столицы.
Однако сопоставление работ разных лет позволяет сделать еще один вывод: изменение живописного почерка связано не только с ростом мастерства художника, но также с содержанием пейзажей, их назначением и образной характеристикой. Сочетая традиционные способы построения композиции и колорита с самобытными, порой неожиданными приемами, Алексеев (может быть, во многом интуитивно) находил решения, уникальные по своей выразительности.
В «Журнале изящных искусств», издававшемся Василием Григоровичем, об Алексееве сказано как о мастере, который «…любит трудиться, и картины свои производит с тою же свободою, какая видна в творениях его молодости: доказательство отличных дарований сего почтеннаго художника и похвальной привязанности к своему искусству…».
Находясь у истоков истории отечественного пейзажного жанра, Алексеев внес огромный вклад в его развитие как педагог. С 1803 года и до конца жизни он возглавлял в Академии класс перспективной живописи, воспитав немало талантливых учеников. Наиболее известен среди них М. Н. Воробьев – помощник, а затем преемник Алексеева в должности руководителя класса.
Картины мастера, по достоинству оцененные современниками, вошли в состав галереи русских художников в Эрмитаже, в собрание Академии художеств и многих частных коллекций, в том числе уже упомянутой коллекции П.П.Свиньина. Получили они признание и за рубежом. Один из видов Московского Кремля Академия преподнесла в подарок прусскому королю, другой был продан в Англию. Пейзажи художника неоднократно копировались и воспроизводились в гравюре и фарфоровой росписи. Так, видами Петербурга и Москвы украшены предметы Гурьевского сервиза, созданного на Императорском фарфоровом заводе в начале XIX века.
С течением времени еще больше возросло понимание художественного и исторического значения произведений Алексеева, их важности как памятников интереснейшей эпохи в русской культуре. Особенно это относится к видам «допожарной» Москвы, которые сегодня нередко иллюстрируют издания, посвященные истории города. Образы, созданные более двухсот лет назад, помогают новым поколениям узнавать и любить свое прошлое, сотнями живых нитей связанное с настоящим и будущим.
Автор: Светлана Усачева