Этапы жизни Федора Алексеева:

Лучшие из лучших из числа окончивших курс в Академии с Золотой медалью получали денежное пособие (пенсион) для дополнительного совершенствования мастерства, аналог современного гранта. Как правило, полученные средства пенсионеры Академии расходовали для выезда за границу в Италию или другие страны. Отправка пенсионеров Императорской Академии художеств за границу была неотъемлемой частью российской художественной политики, поскольку Российская академия была создана по французской модели.

Получив золотую медаль, пенсионер Федор Алексеев отбыл в Венецию для «большего совершенствования в живописи перспективной». Обучался в мастерских театральных декораторов Дж. Моретти, П. Гаспари, копировал произведения А. Каналя (Каналетто), Б. Беллотто.

Алексеев Федор Яковлевич: Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции. 1776. Копия картины А. Канале (Каналетто)
Алексеев Федор Яковлевич: Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции. 1776г.
Копия картины А. Каналя (Каналетто) «Архитектурная фантазия»
Холст, масло, 75х47
Где находится оригинал: Государственная Третьяковская галерея

В 1773 году Алексеев получил малую золотую медаль за выполненную программу, содержание которой, к сожалению, неизвестно. Золотая медаль давала воспитаннику право продолжить образование за рубежом, и имя молодого художника оказалось в списке пенсионеров Академии, направляемых в Италию, но… по классу живописной театральной декорации. Искусство «театральных украшений», как называли декорации в XVIII веке, переживало свой расцвет, и профессионалы в этой области были особенно необходимы. Учиться театральной перспективе Алексеев поехал в Венецию, которая славилась лучшей в Европе школой декорационной живописи.

В Венеции художник провел более трех лет и зарекомендовал себя не слишком прилежным пенсионером. Он долгое время не сообщал о своих занятиях, что вызывало справедливое негодование академического начальства. Сведения о молодом человеке, весьма неблагоприятные, доходили в Петербург преимущественно в письмах маркиза Маруцци, русского резидента в Венеции, обязанного опекать молодых русских художников на чужбине. Обучаясь «черчению перспективы» в мастерских живописцев-декораторов Джузеппе Моретти, а затем Пьетро Гаспари, Алексеев освоил теоретические и практические навыки ее построения, хотя, если судить по пространственным особенностям его картин, так и не овладел этой наукой в совершенстве. В дальнейшем явные перспективные погрешности художник успешно возмещал замечательной способностью создавать выразительный образ пространства.

По сообщениям Маруцци, Алексеев отличался отсутствием усердия и «порочным поведением», но и сам художник не скрывал недовольства своими наставниками. Он считал их посредственными представителями отживающего направления барочной декорационной видописи с ее фантастическими архитектурными построениями и перспективным иллюзионизмом. Алексеев же стремился заниматься станковой пейзажной живописью, в которой уже в полной мере отразились черты нового стиля – классицизма.

Архитектурные и природные пейзажи, исполненные в «новом вкусе», сочетали реалистическую достоверность изображенного вида и идеальную обобщенность композиции. Среди представителей венецианской школы особенно выделялись в этом отношении Антонио Каналь (Каналетто) и Бернардо Беллотто. Уйдя от своих учителей, Алексеев принялся копировать картины Каналетто, а также самостоятельно писать с натуры.

О том, что молодой художник не тратил в Венеции времени даром, свидетельствует пенсионерский журнал, в который воспитанник Академии был обязан заносить впечатления об увиденных достопримечательностях. Алексеев описал в журнале посещение Дворца дожей, где его внимание привлекли произведения Паоло Веронезе. Так, например, пейзажист отметил совершенство перспективного построения полотна «Брак в Кане Галилейской»: «Архитектура в оной картине поставлена в столь справедливом пункте, что между толиким множеством народа все видно без малейшего замешательства». Но главными лостоинствами произведения великого мастера он назвал свежесть «колеров», «свет в красках». Не случайно впоследствии цветовое решение стало для Алексеева одним из важнейших образных средств в его собственных работах.

Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской. 1562—1563.
Лувр, Париж.

О чем картина: Претворение воды в вино во время брака в Кане Галилейской — первое чудо, совершённое Иисусом Христом. Происходило во время брачного пира в городе Кане, недалеко от Назарета.

На картине изображено около 130 фигур, среди которых позднейшая традиция выделяла портреты известных правителей эпохи Возрождения, таких как Карл V, Франциск I, Сулейман Великолепный, Мария I, а также гуманиста Даниэле Барбаро. В образе музыкантов на первом плане Веронезе запечатлел знаменитых венецианских живописцев — Тициана, Тинторетто, Бассано и самого себя в белых одеждах.

Картина была выполнена по заказу бенедиктинцев Сан-Джорджо Маджоре в Венеции для трапезной аббатства.

Наиболее решительный поступок художника в противостоянии с Маруцци – попытка уехать в Рим, чтобы совершенствоваться в области станкового пейзажа. Помощь в этом ему был готов оказать советник И. Ф. Рейфенштейн, который поддерживал желание Алексеева оставить стезю декоратора. В письме, направленном в Академию, Рейфенштейн предлагал определить Алексеева в ученики к немецкому пейзажисту Я.Ф. Хаккерту, жившему в 1770е годы в Риме и руководившему занятиями русских пенсионеров Ф.М. Матвеева и А.Е. Мартынова.

Не дождавшись разрешения, молодой человек самовольно отправился в Рим, но Маруцци вынудил своего подопечного вернуться в Венецию с половины дороги, пригрозив лишить пенсионерского содержания. Его нелестные отзывы об Алексееве побудили академическое начальство отменить первоначальное решение о продлении своему питомцу срока пребывания за границей. Положение не спас и исполненный для Академии в 1776 году живописный «отчет» – копия с картины Каналетто «Архитектурная фантазия». Несмотря на очевидные достоинства работы, Алексееву не присудили звание «назначенного» в академики, которое открыло бы ему дорогу к дальнейшей академической карьере. Более позднее уменьшенное повторение копии находится в Третьяковской галерее.

Автор: Светлана Усачева