Холст, масло
Размер: 182 × 98 см
Где хранится оригинал: Музей изящных искусств (Бостон, США)
Буживаль — западный пригород Парижа, который часто называют колыбелью импрессионизма. Здесь работали многие художники нового направления, в том числе Моне и Сислей.
В 1883 году Ренуар создал три картины, изображающие танцующие пары: «Танец в городе», «Танец в деревне» и «Танец в Буживале». Эти полотна иногда называют зимней, весенней и летней версиями одного сюжета. Мужчина и женщина, исполняющие несложные танцевальные фигуры, представлены в различном окружении. «Городская» пара танцует в изысканном интерьере, на фоне пальмы и стены с колоннами. Пара из предместья (Буживаля) кружится в танце на фоне кафе, расположенного на открытом воздухе. «Деревенские» танцоры изображены на деревянной эстраде, окруженной деревьями.
Для картин художнику позировали конкретные люди, в двух (а возможно, и во всех трех) случаях это была Сюзанна Валадон, в то время натурщица, а в будущем известная художница. Позирующий мужчина — скорее всего, журналист и писатель Поль Лотт. Но танцоры изображены обобщенно, реалистичные черты конкретных людей не подчеркнуты, поэтому остаются сомнения в том, кто были натурщики художника.
Доверившись ощущениям Ренуара, представлявшего жизнь как волшебный театр, эти три картины зритель воспринимает как сияющий театрализованный праздник.
М. С. Лебедянский, искусствовед
«Танец в Буживале» — это картина, состоящая из двух планов. Центральную часть полотна занимают фигуры танцующих, показанные крупно и объемно. Передний план дополнен натуралистическими бытовыми деталями: букетиком, лежащим у ног танцующих, и разбросанными по площадке окурками. Задний план представляет собой летнее кафе с крашеными столами, за которыми на стульях сидят отдыхающие.
Фигуры танцоров Ренуар писал плотными слоями краски, отойдя от импрессионистской манеры. Но их шляпы — алая женская и желтая мужская, а также фон и пышные кроны деревьев позади кафе выполнены густыми пастозными мазками. Особенно яркой выглядит канареечная шляпа мужчины, отливающая сиреневым, фиолетовым и розовым.
Наряды мужчины и девушки одновременно дополняют друг друга и составляют контрастное сочетание — на картинах Ренуара часто встречается такой прием. Темный костюм мужчины отсвечивает глубоким синим цветом, отражающимся в белом платье девушки, отчего оно приобретает сиреневый оттенок.
То место, где их одежды соединяются, является осью картины, вокруг которой разворачивается действие: закручивается подол длинного платья, соединяются руки танцующих, приближаются друг к другу их ступни. Мужчина смотрит на свою партнершу, но мы не видим его взгляда, так как большая часть лица скрыта шляпой. Глаза женщины опущены, на ее губах играет легкая кокетливая улыбка, искусно изображенная художником.
Я убежден в том, что картина должна быть приятной, веселой и привлекательной.
Пьер-Огюст Ренуар
Сюзанна Валадон, настоящее имя которой было Мари-Клементина, позировала Ренуару еще для одной картины — «Косы», где внимание художника сосредоточилось на ее прекрасных густых волосах. По просьбе Сюзанны Ренуар создал уменьшенную копию «Танца в Буживале», где отчетливее, чем на оригинальной картине, подчеркнул сходство модели с ее потртетом. В данный момент это полотно находится в частной коллекции в США.