Холст, масло.
Размер: 119,4 × 92,7.
Слева внизу подпись и дата: Ingres P flor. 1823.
Где находится оригинал: Музей Метрополитен (Нью-Йорк).
Во время пребывания во Флоренции в 1820 – 1824 гг. Энгр пользовался помощью и поддержкой семьи Леблан; их дружба продолжалась, по-видимому, и в последующие годы в Париже. С Жаком-Луи Лебланом, секретарем великой герцогини Тосканской, и его женой, фрейлиной великой герцогини, Энгр познакомился, вероятно, в 1820 г. Три года спустя он написал два портрета, хранящиеся ныне в Музее Метрополитен. Кроме того, он создал несколько карандашных портретов супругов Леблан и членов их семьи.
Энгр долго обдумывал портрет г-жи Леблан и проделал большую подготовительную работу; сохранилось более двадцати эскизов, изображающих ее в различных позах (Музей Энгра, Монтобан). Вначале, по-видимому, он намеревался представить ее сидящей анфас, в платье со стоячим воротом.
На другом рисунке (Лувр, Париж) она стоит. Есть еще ряд рисунков, показывающих разработку отдельных деталей – в частности руки – композиции в целом. В окончательном варианте художник придал г-же Леблан выражение пассивности, в противовес более деятельной натуре ее мужа. В обоих произведениях, однако, сквозит благополучие, преуспевание и аристократическая утонченность портретируемых. Когда в 1834 г. портрет г-жи Леблан был показан в Салоне, одни критики отозвались о нем с похвалой, другие – с осуждением. Художника упрекали в искусственности созданного им образа и в слишком вольном обращении с анатомией.
До 1896 г. оба портрета находились у Изор Плас, урожденной Леблан, дочери портретируемых. В 1896 г. они были проданы с аукциона, где их совместно приобрели Эдгар Дега и его друг, скульптор Поль-Альбер Бартоломе. Дега, однако, забрал себе обе картины, увеличив таким образом свою, и без того внушительную, коллекцию произведений Энгра. Оба портрета были куплены Музеем Метрополитен в марте 1918 г. на посмертной распродаже коллекции Дега.