Холст, масло
Размер: 186 × 152 см
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж)
Жорж-Пьер Сёра создавал свои картины, основываясь на научных теориях. Он старался найти объективную основу для живописи, отвечающей законам равновесия и гармонии. Вместе с Шарлем Анри, автором «Введения в научную эстетику», он пришел к выводу, что определенные цвета и определенные направления линий на полотне способны создавать задуманное настроение.
В картине «Цирк», своей последней работе, художник стремился передать ощущение радостного восторга, который возникает у зрителей, наблюдающих, как цирковые артисты выполняют сложные трюки. Для этого он преимущественно использовал направленные вверх линии, яркие краски и теплые оттенки.
В радостном тоне доминирует яркость, в радостном оттенке — теплота; радостная линия — та, что поднимается над горизонталью.
Жорж-Пьер Сёра
Цирк Фернандо, избранный Сёра в качестве места действия, неоднократно удостаивался внимания других мастеров. В нем и на его сюжеты писали свои полотна Ренуар, Дега, Тулуз-Лотрек («В цирке Фернандо»). Объектом изображения для Сёра стала сцена, в которой наездница мчится по арене цирка под взглядами зачарованных зрителей.
Сюжет картины подразумевал динамичное действие, которое обычно отсутствовало на картинах Сёра. В «Цирке» он сумел его показать, но сделал это по-своему, придав происходящему черты монументальности и превратив неуловимое мгновение, которое так ценили импрессионисты, в нечто выверенное и гармоничное. Наибольший динамизм полотну придают диагонали, которые присутствуют в основном на арене, в то время как зрительские ряды представляют собой сочетание горизонтальных и, в меньшей степени, вертикальных линий.
Создавая композицию, художник нанес синей краской на холст мелкую сетку, которая помогала ему вычислять точное местоположение каждого персонажа и различных деталей. На картине изображены около сорока человек, большая часть их них — зрители. Чтобы создать предварительные наброски с натуры, Сёра вечерами отправлялся в цирк. Он изображал рыжеволосую наездницу в разных позах, стремясь найти самую гармоничную, рисовал клоуна в забавной шляпе (на полотне он стоит к зрителю спиной на первом плане), делал эскизы зрителей.
Для решения поставленных перед собой задач художник сознательно выбрал ограниченную цветовую гамму. Он использовал всего три «радостных» цвета: синий, красный и желтый.
Он работал с неистовой одержимостью и жил как монах, в полном уединении в своей небольшой мастерской. Арсен Александер, арт-критик
Начав писать работу осенью, он хотел завершить ее к марту, когда должна была состояться очередная выставка независимых художников. Но работа шла медленно, он многое исправлял, что-то полностью переделывал. Накануне выставки Сёра заметил ошибку, которую допустил в изображении лошади. Но у него уже не хватало времени ее исправить. Картина была выставлена неоконченной.
Влияние Сёра на развитие искусства было действительно значительным. Так вокруг могучих поверженных деревьев вырастают побеги и наружу пробивается жизненная сила…
Анри Перрюшо, французский писатель и историк искусства
А через несколько дней Жорж-Пьер Сёра, которому исполнился всего тридцать один год, заболел тяжелой формой гриппа и скончался от дифтерии. Картина так и осталась незавершенной. Близкие друзья художника вспоминали, что даже на смертном одре он больше всего беспокоился об окончании картины и о допущенной им ошибке.