Холст, масло
Размер: 200 × 249,9 см
Где хранится оригинал: Фонд Барнса (Мэрион, США)
Картина «Натурщицы» ознаменовала очередной этап в творчестве художника и позволила ему продемонстрировать свои достижения в технике пуантилизма с новой стороны. До этого он писал исключительно сюжеты пленэра, и многие критики высказывали мнение, что неоимпрессионизм, проповедуемый Сёра, в частности техника пуантилизма (нанесение краски на полотно точечными мазками, сливающимися в единое целое) непригодны для изображения обнаженной натуры.
Художник был уверен, что это не так, и считал важным доказать свою позицию. Он пригласил натурщицу и начал работать над полотном, где она должна была быть изображена в разных позах. Имя натурщицы, молодой невысокой темноволосой женщины, неизвестно, хотя существуют предположения, что художнику позировала его гражданская жена Мадлен Кноблох, с которой Сёра познакомился приблизительно в то же время, когда писал эту картину.
Жорж Сёра — художник с развитыми в одинаковой степени и тесно связанными одна с другой способностью к умозрительным построениям и творческой одаренностью.
Анри Перрюшо, французский писатель и историк искусства
Изображение интерьера также было новым делом для Сёра, прежде писавшего только пейзажи. Но у него не было ни малейших сомнений в том, что метод точечной живописи очень хорош для написания любых предметов интерьера, особенно для передачи гладких поверхностей и изображения обнаженного тела.
В начале своего творческого пути Сёра создал теорию контрастов, объясняющую гармоничные сочетания цветов. Теперь его интересовали линии и их применение на полотне. Он познакомился с работами Шарля Анри, в том числе с его трудом «Введение в научную эстетику», посвященным научному обоснованию теории живописи.
Три предмета на картине: два сложенных зонта (желтый и красный) и зеленый чулок — расположены в соответствии с направлениями хроматического круга, созданного Шарлем Анри.
Анри изучал физиологическое воздействие линии, изображенной на полотне, этим вопросом интересовался и Жорж Пьер Сёра. Ученый писал: «Направления снизу вверх и слева направо воспринимаются как приятные… направления сверху вниз и справа налево — как неприятные, затормаживающие». В том же ключе он рассуждал о цвете, создав хроматический круг, где «представлены все дополнительные цвета и гармонии». Это знание Сёра взял на вооружение, создавая «Натурщиц» и другие картины.
Эта картина — очередная победа над неизвестностью.
Эмиль Верхарн, поэт
Фоном для картины послужила собственная мастерская художника, вернее, один из ее углов, наиболее соответствовавший требованиям композиции. Три женские фигуры — одна и та же модель в разных позах — расположены на равном удалении друг от друга. Одна из фигур стоит в центре лицом к зрителю, вторая сидит спиной, третья показана в профиль. Таким образом художник продемонстрировал три основных способа пространственного изображения человеческой фигуры.
Художник максимально уплотнил фактуру полотна, покрыв холст очень мелкими точками и приблизив их друг к другу на минимальное расстояние, чтобы с большей достоверностью передать нежность кожи модели. При этом Сёра нашел решение и для волновавшей его проблемы: раму, которую считал «барьером, обрывающим гармоничные сочетания», он сделал белой, поскольку этот цвет является дополнительным к остальным цветам, присутствующим на полотне.
Дебютировав с «Натурщицами» на Салоне независимых в 1888 году, мастер выступил с дерзким ответом своим критикам, утверждая, что пуантилизм, его смелая неоимпрессионистская техника живописи, может быть применена к одному из самых благородных и почитаемых сюжетов в истории искусства – обнаженной натуре. Двумя годами ранее, на восьмой и последней выставке импрессионистов, он представил картину «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Сёра остроумно расположил своих натурщиц как раз на фоне «Воскресного дня», что позволило сравнить обнаженную и одетую натуру, интерьер и экстерьер, а также продемонстрировать процесс и искусность создания шедевра.