Холст, масло
Размер: 201 × 301 см
Где хранится оригинал: Лондонская национальная галерея
Взгляды Жоржа-Пьера Сёра, создателя пуантилизма и одного из основателей неоимпрессионизма, были во многом полемичны по отношению к импрессионизму. Он стремился вернуть на полотно четкие формы, которыми импрессионисты всегда пренебрегали.
Вместе с Полем Синьяком он создал четкую художественную систему, основанную на научном подходе, которую применял в своих картинах. Сёра, человек упорядоченного склада ума, изучал работы физиков, исследования золотого сечения, записи Делакруа и Бодлера, посвященные основным принципам искусства. Все это легло в основу его теории.
Суть теории неоимпрессионизма заключалась в следующем: гармония, к которой должно стремиться искусство, — это «сглаживание контрастов и уподобление смежных элементов: тона, оттенка и линии». Сёра считал, что у каждого оттенка цвета есть свой дополнительный оттенок и что каждому тону, радостному, спокойному или печальному, соответствуют определенные оттенки и определенные линии. Все его работы обусловлены этой теорией контрастов.
Новизна зависит только от характера рисунка и видения, специфического для каждого художника.
Жорж-Пьер Сёра
В 1883 году Сёра начал работу над крупным полотном, которое планировал выставить в Парижском салоне 1884 года. В тот период он вместе с другими художниками часто проводил время в Аньере, на острове Гранд-Жатт — излюбленном месте отдыха парижан. Он выбрал точку, вид с которой собирался превратить в картину: на берегу реки, напротив моста Курбевуа.
Сёра тщательно выверил композицию и разделил полотно на два неравных горизонтальных прямоугольника: на одном из них он планировал изобразить небо, на другом, пересеченном диагональю, — берег и воду. Художник сделал огромное количество набросков, рисуя Сену, купальщиков, мост. Он тщательно отбирал элементы, чтобы в конечном счете вписать их в свою композицию, постоянно что-то добавлял и удалял. В отличие от импрессионистов, работавших на пленэре, Сёра много времени посвятил доработке эскизов в студии.
Жорж Сёра использовал изобретенную им технику дивизионизма, или пуантилизма: писал картину небольшими мазками правильной геометрической формы. Не отделенные друг от друга мазки, сливаясь, образуют единое целое.
Местоположение каждого из мазков и его оттенок продуманы и выверены художником, так же как и расположение каждого элемента на холсте: все они размещены в соответствии с планом соотношения вертикальных и горизонтальных линий. Горизонтали моста, берега и парома уравновешиваются вертикалями флагштока, установленного на пароме, и поднимающихся вверх труб.
По воле Сёра этот банальный мотив претерпевает головокружительную метаморфозу… Образы современной реальности он заменяет образами своего собственного мира.
Анри Перрюшо, французский писатель и историк искусства
Обычная бытовая сценка купания в реке, запечатленная художником, приобрела необыкновенную значительность и даже загадочность. На этой картине, как и на многих других полотнах Сёра, время кажется застывшим. Все выглядит выпавшим из стремительного потока времени: серо-голубая гладь воды, парусники и лодки, мост на горизонте, фигуры купальщиков. Суету и оживление выходного дня, где все движется в веселии и беспорядке, художник преобразовал в безмолвное и застывшее видение.
Работая над полотном несколько месяцев, Сёра рассматривал разные варианты композиции. В одном из набросков он ввел в картину лошадей, в другом изобразил радугу. Оба эти элемента были позднее исключены.