Холст, темпера
Размер: 132 × 177
Где хранится оригинал: Русский музей (Санкт-Петербург)
Выдающийся культуролог Дмитрий Лихачев отмечал, что связь новой и древней культуры состоит в проникновении древнерусского искусства в современную повседневную жизнь. В конце XIX века овладение традициями выразилось, в частности, в возвращении к иконописанию в творчестве таких художников, как Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров и Николай Рерих.
В своих работах мастер вновь и вновь обращался к традициям Древней Руси, интерпретируя фольклорные сюжеты на свой лад: трое святых появляются посреди пестрого, нереального, почти сказочного пейзажа. Эту картину Рерих объяснил так:
Хожалый гусляр повещает поселянину о трех радостях. Сам святой Егорий коней пасет, сам Никола Чудотворец стада уберегает, а сам Илья Пророк рожь зажинает.
Передний и задний планы здесь показаны с разных ракурсов, как это принято в русской иконописи. Композиция оставляет ощущение радости и счастья, чему в немалой степени способствует теплая, яркая палитра.