Картон, пастель, темпера
Размер: 54 х 75
Где хранится оригинал: частная коллекция
Это один из множества эскизов декораций, созданных Рерихом для балета Игоря Федоровича Стравинского (1882-1971) «Весна священная». Премьера спектакля состоялась в 1913 году в Париже на сцене Тетра Елисейских полей в исполнении труппы «Русского балета» Сергея Дягилева. Постановка вызвала у публики бурную и далеко не доброжелательную реакцию.
В своем дневнике Рерих выразил свое понимание произведения:
Созидательное устремление духа, радость прекрасным законам природы и героическое самопожертвование, конечно, являются основными чувствованиями «Весны священной». Мы не можем принимать «Весну» только как русскую или как славянскую… Она гораздо более древняя, она общечеловечна.
Этот эскиз предназначался для второго акта балета, названного «Великая жертва». Действие происходит на вершине священного холма, в каменном лабиринте, где девушки выбирают ту, которая станет жертвой. Танцуя свой последний танец, она падает замертво. Конец действия совпадает с восходом солнца.
Художник изобразил идиллический пейзаж, смягчив суровость нетронутой природы: голые скалы исполосованы плавными волнистыми линиями, а камни в траве словно тянутся к свету и солнцу, приветствуя пробуждение природы.
Ближе к центру композиции теплым всплеском цвета приковывает взгляд склонившаяся над морем одинокая сосна.
Один из критиков, писавший об «абсурдности» балета, тем не менее, в конце статьи парадоксально высказал очень проницательную мысль:
Композитор написал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году.
Спектакль прошел всего шесть раз. В 1920 году его заново поставил Леонид Мясин. Однако именно хореография Нижинского произвела подлинную революцию в балетном искусстве.