Холст, темпера
Размер: 47 × 79
Где хранится оригинал: Музей Николая Рериха (Нью-Йорк)
Произведение входит в серию «Святые горы», созданную в 1933 году. «Пять сокровищ великих снегов» — так переводится с тибетского название гималайского горного массива Канченджанга , третьей самой высокой вершины в мире и одного из любимых горных хребтов Рериха. Массив Канченджанги составляют пять покрытых большими ледниками пиков (отсюда и название), каждый из которых буддисты считают одним из божественных хранилищ.
В своей книге «Сердце Азии» Рерих с трепетом отзывался об этой величественной горе:
На вершинах Сиккима, в Гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов, опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Кинчинджунги и сказал:
«Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священного места.
Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там».
Канченджанга
Канченджанге мастер посвятил несколько полотен. Рассмотрим еще два.
Картон, темпера
Размер: 30 × 40
Где хранится оригинал: частная коллекция
«Гималаи закрывают Тибет. Где же такое сверкание, такая духовная насыщенность, как не среди этих драгоценных снегов? <...> Не только духовные возвышения сосредоточились в Гималаях, но и физические возможности в богатстве своем создали для этой снежной страны высочайшую славу. <...> Опять индус поет: „Могу ли я говорить о величии Творца, если знаю несравненную красоту Гималаев?”», – так Рерих выражал свое восхищение и благоговение перед этой загадочной, волшебной землей. Кажется, прямо на глазах художника она полностью преображается, превращаясь в нечто намного большее, чем суровые скалы.
Рерих искал скрытую в Гималаях мифическую страну Шамбалу и нашел ее в неописуемой красоте пейзажей и священном свете, в благоговейной атмосфере величественных гор. Пять вершин
Канченджанги вполне могут оказаться местом, существующим в воображении, а не наяву, но дарующим ощущение свободы и вечности.
Холст, темпера
Размер: 92 х 152,5
Где хранится оригинал: Музей Рерихов (Москва)
Это еще одно изображение столь любимой Рерихом Канченджанги. Здесь художник использовал резкий контраст ярких цветов, чтобы создать иллюзию нереального, словно парящего в небесах пейзажа. Горы настолько высоки, что их вершины рассекают само небо. Пики вдалеке сияют в мягких розовых лучах солнца, тогда как силуэты ближних вершин подчеркнуты ярко-синими тенями. Такой контраст позволяет создать эффект трехмерности изображения, увеличивая глубину пейзажа.
В глазах странника пять вершин – пять сокровищ мира – одновременно прекрасны и угрожающи. Эти сокровища нематериальны и заключены в красоте первозданной природы.
В книге «Сердце Азии» Рерих поэтично описал свои ощущения перед таким величием:
На горах, на вершинах, где зачинаются реки, где вечные льды сохранили чистоту вихрей, где пыль метеоров приносит от дальних миров доспех очистительный – там возносящие сияния! Там слышна симфония сфер, которая будет возвышать дух человеческий к новым творениям.