Завтрак в мастерской (1868)
Холст, масло
Размер: 118 × 154 см
Где хранится оригинал: Новая пинакотека (Мюнхен)

«Завтрак в мастерской» – весьма неоднозначное произведение. Яркий свет и спокойная атмосфера приближают Мане к мастерам фламандской школы, однако внимание к деталям первого плана и некоторое пренебрежение фоном помещают его где-то между реалистами и импрессионистами. Общая схема произведения классическая, но при этом она лишена нарративности. Черный цвет использован в манере художников-японистов.

Изначально Мане изобразил на стене окна, но потом затемнил их, создав одно сплошное фоновое пространство. Он не использовал светотень, а получал свет и тени, мастерски сопоставляя пятна красок. Художник продемонстрировал свое умение «кадрировать» фигуры, как на фотографиях: Леон Леенхофф, в центре, изображен до колен, а друг художника Огюст Русселен «обрезан» с правого края. Трое персонажей не общаются друг с другом. Складывается впечатление, будто каждый уверен, что он в комнате один.

Леон Леенхофф
Леон Леенхофф в юности

Леон Леенхофф, урожденный Леон Эдуар Коэлья (1852-1927). Работал музыкантом и агентом фондовой биржи. Существует версия, что он сын Эдуарда Мане и Сюзанн Леенхофф. Однако предполагаемые родители никогда не признавали этот факт, даже когда поженились. Некоторые историки считают, что Леон был сводным братом Мане, так как Сюзанн, возможно, состояла в отношениях с отцом художника.