Village on the Seine
Холст, масло
Размер: 59 х 80,5 см
Где хранится оригинал: Государственный музей Эрмитаж
Для импрессиониста Альфреда Сислея самым важным было передать на полотне тончайшие нюансы и ощущения, которые этот восприимчивый к красоте человек испытывал, созерцая виды природы. На его полотнах очень часто присутствовали водная поверхность и небо, а также такие неустойчивые явления, как туман, снег, дождь.
Практически всегда работая на пленэре, он умел увидеть и изобразить на холсте мельчайшие изменения, происходящие в атмосфере и отражающиеся на всем окружающем. Все его полотна написаны тонкими, почти невесомыми мазками — только так можно было изобразить все призрачное и нестойкое, что так привлекало художника.
Основные мотивы в творчестве Сислея определились очень рано, когда он, только начав обучение в мастерской Глейра, вместе с другими молодыми художниками — будущими импрессионистами, восстал против академического искусства и решил искать сюжеты в самой жизни. Сислей навсегда выбрал для себя сельскую местность: скромные деревни, тихие уголки природы, маленькие провинциальные города. Париж с его блеском и суетой никогда его не привлекал.
Художник, всю жизнь проживший в крайней нужде и продававший свои полотна за бесценок, писал удивительные картины, наполненные радостью бытия и ощущением праздника жизни.
Нужно, чтобы картина вызывала у зрителя те же чувства, которые переполняли художника, когда он смот- рел на этот пейзаж
Альфред Сислей
Такова и его картина «Деревня на берегу Сены», другое название которой — «Городок Вильнев-ла-Гаренн». Композиция довольно проста: два берега реки, один из которых приближен к зрителю, а второй, на котором расположена то ли деревня, то ли небольшой город, — отдален. Сислей никогда не создавал полотен со сложной, замысловатой композицией, считая, что нет ничего лучше естественности и простоты.
Он хорошо знал изображаемую местность, расположенную недалеко от Парижа, и тонко чувствовал ее неброскую красоту. Художник писал деревья, реку и дома в своей обычной манере: небольшими мазками, наносимыми в соответствии с формой предмета. Берег переднего плана с его высокими деревьями, верхушки которых не уместились на полотне, выполнен в более темных тонах, противоположный берег — в ярких и светлых, передающих сияние солнца на зеленых лужайках, на красных крышах домов и их белых стенах. При помощи легких прерывистых мазков Сислей передал голубизну и прозрачность неба, струящийся блеск воды, вибрацию переливающегося воздуха.
Посреди реки изображена лодка, отбрасывающая на воду зеленоватую тень, — она кажется застывшей в неподвижности.
На склоне берега в зеленой траве видны петляющие желтые тропинки. Среди белых оштукатуренных домиков можно разглядеть дом с красным торцом. Все эти живописные детали оживляют изображение, наполняют его ощущением праздничности.
Картины Сислея пробуждают желание прогуляться в их глубину.
Огюст Ренуар
Сислей не получил признания при жизни и умер в безвестности и нищете. Но уже через несколько лет после его смерти картины художника продавались по баснословным ценам, а его творчество вызывало бурный восторг у публики.