Дерево, масло.
Размер: 120×120.
Где хранится оригинал: Галерея Уффици (Флоренция).
Считается, что знаменитое «Святое семейство» Микеланджело создал по заказу богатого флорентийца Аньоло Дони. Отсюда и второе название произведения. Тондо – это круглая по форме картина или барельеф, что особенно было популярно во Флоренции в эпоху Возрождения. Картина была подарком Дони его невесте Маддалене Строцци в честь свадьбы. Первый биограф мастера Джорджо Вазари считал, что из всех живописных работ, исполненных Микеланджело на дереве, эта является «самой законченной и прекрасной». К сожалению, рассказывая историю создания «Святого семейства» в своём «Жизнеописании Микеланджело Буонарроти», Вазари ничего не сказал о его обрамлении. И за неимением каких-либо документальных свидетельств нам остаётся лишь теряться в догадках, был ли художник автором рамы.
Как бы то ни было, картина и её обрамление составляют удивительно гармоничный союз. Микеланджело, полагавший, что живопись «чем рельефнее, тем более она ценится», придал фигурам главных персонажей «Святого семейства» сходство со скульптурой. Особенно выразительна в этом отношении Дева Мария, в энергичном повороте передающая младенца Иисуса своему мужу Иосифу. Тяжёлые складки её одежды, сильные руки с идеально гладкой кожей напоминают мраморные творения Микеланджело.
Композиция получилась такой выразительной, потому что Микеланджело знал и изучал превосходные мраморные скульптуры эллинистического периода (III-I век до н.э.) с их необыкновенными закрученными телодвижениями и высокой степенью экспрессии, которые появлялись при раскопках римских особняков. Некоторые из этих важных находок, такие как Аполлон из Бельведера и Лаокоон, раскопанные в январе 1506 года, видны на картине среди обнаженных фигур, прислонившихся к балюстраде (слева и справа от Святого Иосифа). Присутствие Лаокоона позволило датировать тондо периодом, совпадающим с рождением Марии Дони (сентябрь 1507 года).
И в соответствии с таким пластическим решением картины выполнен декор рамы. Её украшают гербы семьи и пять небольших скульптур. Вверху расположена голова Иисуса Христа, слева и справа под ней – пророки, а ниже – сивиллы (прорицательницы в античной мифологии). Эти изображения расписаны жёлтой, коричневой, голубой краской тех же оттенков, которые присутствуют в колорите картины. По широкому фризу рамы идёт объёмный резной орнамент из переплетающихся между собой листьев и фантастических существ. Он покрыт сусальным золотом – древним символом божественности и духовного озарения.
Специалисты предполагают, что обрамление «Святого семейства» было выполнено сиенским резчиком по дереву Антонио Бариле, славившимся своими рамами, а также скульптурой. Другие же отмечают выдающееся качество маленьких скульптур, напоминающих аналогичные фигуры из “Райских врат” Лоренцо Гиберти, и это приводит к версии, что к созданию рамы мог приложить руку Микеланджело.
Есть мнение, что эта картина заложила основы нового стиля – маньеризма. Для этого нового направления в искусстве характерны причудливые формы, неестественные позы, едкая хроматическая гамма – полная противоположность гармонии Ренессанса.