Дерево, масло.
Размер: 119 × 98.
Где хранится оригинал: Эрмитаж.
K образу кающейся Марии Магдалины Тициан обращался неоднократно. Так, в 1531 году по заказу мантуанского герцога художник написал картину, ныне находящуюся в галерее Питти во Флоренции. Среди всех созданных им на эту тему полотен лучшим считается то, что хранится сегодня в собрании Эрмитажа. В этом великолепном произведении Тициан передал всю силу эмоций Марии Магдалины. Заплаканное лицо, устремлённый к небу молящий о прощении взгляд, прижатая к груди рука выражают чувства женщины, по легенде много лет проведшей в покаянии в пустыне. Очевидно, эта картина была дорога художнику – до самой смерти Тициана в 1576 году она находилась в его доме. А затем была продана сыном живописца, Помпонио, вместе с отцовским домом итальянскому аристократу Кристофоро Барбариго.
Для этой картины художнику позировала Джулия Фестина. Когда картина была готова, она была показана герцогу Гонзага, которому она так понравилась, что он заказал копию. После этого Тициан сделал ещё несколько копий, меняя наклон головы и положение рук женщины, а также пейзажный фон картины.
Неизвестно, в какой раме «Кающаяся Мария Магдалина» висела у Тициана. Кристофоро решил заказать искусному венецианскому мастеру (имя его, к сожалению, неизвестно) особенную раму, которая не только украсит картину, но и увековечит историю оспования рода Барбариго. По легенде, в IX веке Арриго Барбариго победил отважных сарацинов. В знак победы он, при помощи братьев Готифредо и Вальдриано, состриг бороды у поверженных врагов, чтобы сделать из них ожерелье. В честь памятного события на гербе Барбариго появилось изображение шести бород – по три с каждой стороны от лазурной полоски с золотыми львами, Созданная в конце XVI века рама к «Кающейся Марии Магдалине» связана с фамильной легендой – на ней изображены шесть тех самых безбородых сарацинов с закованными в цепи погами. Такую же оригинальную раму Кристофоро заказал и для другого шедевра Тициана – «Венера перед зеркалом».
Сарацины – кочевые племена Сирийской пустыни и северных областей Аравии. Древнеримский историк Аммиан Марцеллин писал, что сарацины в своих налётах «в один миг опустошали всё, что им попадалось».
Обе картины Тициана в своих великолепных резных рамах более 250 лет находились в одном из залов палаццо Барбариго на Гранд канале в Венеции. В 1850 году их вместе со многими другими произведениями знаменитого собрания Барбариго купил российский император Николай 1 для Эрмитажа.