Утро

Утро княжьей охоты (1901)
Холст, масло
Размер: 121 × 350
Воронежский художественный музей им. И. Н. Крамского

Эта большая картина является парой к панно «Вечер княжьей охоты» (см. ниже). Оба произведения написаны по заказу великой княгини Ольги Александровны, младшей сестры Николая II, для столовой ее дворца в Рамони в Воронежской губернии. Эти два панно участвовали в весенней выставке 1902 года Академии художеств.

Сцена охоты на рассвете предстает одновременно и сказочной, и реальной. В низких облаках, касающихся гор, отражается розовый свет восходящего солнца. Череду густых сосен справа застилает легкая дымка, словно дышащая свежей утренней прохладой.

Утро княжьей охоты, Николай Рерих, фрагмент неба

Всадники и собаки преследуют добычу – могучего лося в правом углу полотна. Художник разместил охотников на одной линии строго по горизонтали, чтобы не нарушать общую композицию.

Мастер словно переносит зрителя в былинное прошлое: всадники в ярких одеждах, их сильные породистые лошади в нарядной узде и охотничьи псы на фоне великолепной природы рождают в зрителе ощущение душевной бодрости и заставляют забыть об окружающей реальности.

В картинах этого периода чувствуется уклон в сторону декоративного искусства и стремление к широким, обобщенным линиям. Своей гармоничностью они напоминают работы известного французского художника-символиста Пьера Пюви де Шаванна (1824-1898).

Пьер Пюви де Шаванн, Сновидение (1901)
Холст, масло
Размер: 102 × 82
Где хранится оригинал: Художественный музей Уолтерса (Балтимор, США)

Вечер

Вечер княжьей охоты (возвращение) (1901)
Холст, масло
Размер: 121 × 350
Воронежский художественный музей им. И. Н. Крамского

В вечернем варианте Рерих изобразил возвращение в лагерь. Собак ведут на сворках (длинных наплечных поводках), лошади поникли от усталости. Добычу несут на шестах. Всадники тихо разговаривают, слегка склонив головы. Художник намеренно не стал писать их лица, детали одежды и амуниции, чтобы все эти детали не отвлекали зрителя от общей композиции.